Войти на сайт

Войди на сайт, используя одну из соцсетей:

×
Ты уже голосовал за этот комментарий
Наверх


Обзоры

Как снять кино, если ты из Днепропетровска

Фильм должен начинаться с землетрясения, а потом напряжение должно нарастать (Альфред Хичкок)
26 апреля 2013 в 12:03
5117 просмотров

Для начала мне бы хотелось узнать, откуда у тебя возникла эта... довольно необычная идея? Но если в твоей светлой голове она не промелькнула ярким метеором, а крепко засела как Sim-карта в iPhone, тогда дело плохо — надо браться за работу и снимать. Итак, давай вместе попробуем разобраться, как снять кино, если ты из Днепропетровска.

Краткое досье:

Илья Свидлер — президент Международной организации «CinemaHall», руководитель международного проекта «Кinolife».  Любовь к кино проявилась у него еще во время учебы в ДНУ на факультете Журналистики. Невозможно представить этого человека бездействующим. Он всегда что-то ищет, выдумывает, «спамит» друзей в социальных сетях приглашениями на кастинги и регулярно светится на разнообразных кинофестивалях. Среди заслуг — представительство Украины в Европейской киноассоциации NISI MASA и Международной федерации киноклубов FICC


Руслан Батыцкий — кинорежиссер, член Национального союза кинематографистов Украины. Видимо, выучившись на кибернетика в ДНУ, почувствовал нереализованный творческий потенциал, поэтому поступил в Киевский национальный университет имени Карпенко-Карого на специальность «режиссер». Участвовал в международных кинофестивалях «Молодость» (Киев), «Начало» (Санкт-Петербург), за фильм «Очерет» получил Гран-при премии им. Арсения и Андрея Тарковских. Сейчас живет и работает в Киеве, собирается снимать кино в Днепропетровске. 



Этап 1. Зарождение идеи

«Фильм должен беспокоить зрителя как камешек в ботинке»

— назидательно сообщает тебе Ларс Фон Триер.

Кино начинается с идеи, идея превращается в синопсис, который в свою очередь перерождается в сценарий. Под синопсисом в данном контексте следует понимать краткое изложение задуманного тобой фильма. На этом этапе следует определиться с жанром: будет это документальное кино или же игровое, если последнее, то к какому из 27 жанров (если опираться на систему жанров IMDb), будет относится фильм?

«Фильм должен начинаться с землетрясения, а потом напряжение должно нарастать»

— задает тебе темп Альфред Хичкок.

Илья рассказал мне о том, с чего начинается фильм: «В первую очередь режиссер/автор фильма должен задуматься: «для чего я это делаю» и «куда это пойдет». Так как любой фильм — это, в первую очередь, проект, то нужно расписать цели, ресурсы и дедлайны».

Экранизируй это!

Есть два варианта, где взять сценарий: написать его самому или же снять экранизацию. Если ты решил все делать самостоятельно, то нужно быть осторожным. Ты должен понимать, что как бы ты ни старался, от местных декораций тебе далеко не убежать, поэтому от идеи фильма о туземцах в Экваториальной Африке лучше отказаться, если это не пародийная комедия. И кроме того, что бы у тебя ни получилось на выходе, твою работу все равно будут называть мистическим и многострадальным словосочетанием «украинское кино».

Илья Свидлер советует для начала задать себе такие вопросы:

каким я хочу видеть фильм (например, короткий метр длительностью 10 минут, Full-HD, в стилистике фильма «Альфавиль» и др.)?

— что мне для этого нужно (команда, аппаратура, съемочные локации, деньги и др.)?

— когда я хочу, чтобы начался период предпродакшн, продакшн, постпродакшн?

— когда я хочу, чтобы фильм был готов?

А Стивен Спилберг напоминает, что  

«три главные составные части фильма: сценарий, сценарий и еще раз сценарий».

Бюджет фильма стоит отдельной строкой, и во многом зависит от того, какой ты видишь дальнейшую жизнь своего фильма. Если ты делаешь для конкурса кино, снятое на мобильный телефон (да-да, и такие у нас есть), то с бюджетом проблем не будет. А если же кино требует существенных вложений, то здесь нужно подключать фантазию и предприимчивость. Молодой украинский режиссер Руслан Батыцкий, участник проекта «Украина, goodbye!», честно признался, что 15-минутный фильм «Очерет» обошелся ему в 20 тыс. гривен. Это при условии, что почти все актеры кроме Владимира Ямненко согласились сниматься бесплатно. Съемки проходили в селе киевской области и длились 5 дней. Самой затратной частью создания картины оказалась аренда и транспортировка техники.

Кадр из фильма «Очерет» Руслана Батыцкого

Илья о бюджете фильма: «Иногда, если не хватает бюджета, то можно его собрать на краудфандинг-платформах (Indiegogo.com, Kickstarter.com, Boomstarter.ru, Biggggidea.com, Smipon.ru и др.)»

Здесь же решаем вопрос метра. Для новичка в кинематографе лучше остановиться на короткометражке, так как полтора часа аматорского кино вряд ли кто-нибудь из зрителей выдержит. С коротким метром проблем меньше, а шансов на успех больше. В Украине проводится несколько фестивалей короткометражных фильмов. Сейчас, например, пик популярности переживает фестиваль Швединга. Зимой этого года в Днепропетровске впервые прошел первый Международный фестиваль короткометражек «Банка».

Принять участие в таких фестивалях может каждый желающий. Если охватывать всю Украину, то здесь возможностей еще больше: Киевский международный фестиваль короткометражных фильмов (КМФКФ), Международный фестиваль короткометражного кино «New Vision» и пр. В их программу попасть сложнее, но украинские фильмы все же нет-нет, да и пробиваются туда. Отдельно от всего перечисленного стоит всеукраинский социальный кинематографический проект «Украина,goodbye!», призванный собрать цикл украинских короткометражных малобюджетных (как ты понимаешь, 20 000 грн. для них тоже малобюджетный) игровых фильмов, которые художественно осмысливают современную украинскую реальность.

Если ты все же решишь снять экранизацию популярного произведения, тогда возникает вопрос авторского права. Воспользоваться чьим-нибудь бессмертным трудом ты можешь бесплатно, если кино будет некоммерческим и не предназначенным для массового просмотра. Ну либо, если истек срок действия авторского права, и произведение перешло в общественное достояние (здесь лучшим советчиком будет Закон Украины об авторском праве и смежных правах).

Снять ремейк на популярный фильм — тоже неплохой вариант. И если ты боишься нелестных сравнений с оригиналом и гневных ночных звонков от Стивена Спилберга, когда ты переснимешь его «Войну Миров», тогда делай это стебно и с фантазией. Помни: если ты хочешь добиться успеха — начни подражать великим.

Этап 2. «Фильм, фильм, фильм...»

Пора воплощать задуманное в... кино. Что нам для этого нужно? Декорации, актеры и техника. Об этом ты, как советовал Илья Свидлер, должен был задуматься еще во время прохождения первого этапа (но и сам Илья говорит в то же время, что творческий процесс непредсказуем). Поэтому ищем место для съемки и актеров по ходу дела. Здесь у нас два пути: сделать все правильно — с профессиональными актерами, техникой и дорогими декорациями, или сделать все по-днепропетровски — пригласить сыграть в фильме знакомых, одолжить камеру на телеканале (или на факультете журналистики ДНУ) и снимать просто на городских улицах. Главное, чтобы из этого всего не получился очередной сезон местного сериала «Школа гениев».

Съемки днепропетровского сериала «Школа гениев». Фото с сайта: Shkolageniev.dp.ua 

Илья Свидлер о вещах первой киношной необходимости: «Команду, аппаратуру, сценарии, локации и транспорт для съемок, а также музыку для фильма, можно найти через Интернет».

Профессиональных актеров следует искать в местах их массового скопления — в театрах (скажем, в молодежном театре на Московской или молодежном театре «Верим»). Актеров-новичков ищем в театрах-студиях, театральных кружках, в Днепропетровском театрально-художественном колледже. Актеры-профессионалы, скорей запросят немалую сумму денег даже за роль второго плана, поэтому твоя цель — заставить их поверить в глубокую концептуальность и неповторимость Идеи. Ну или на крайний случай скажи, что ты внук Педро Альмадовара. 

Илья о кинокоманде: «Конечно же, очень важна сплоченная команда. Возможно, это будут друзья режиссера/автора фильма. Если человек только делает первые шаги в кино, то нужно максимум читать книг, общаться с теми, кто уже снимал фильмы и имеет опыт, участвовать в съемках, смотреть, как все “в бою”».

Сегодня модно снимать ролики на цифровой фотоаппарат. Возможность получения «киношной» картинки в «домашних» условиях привлекает многих аматоров-киноманов. И в этом есть рациональное зерно: во-первых, теперь фотоаппараты могут записывать видео высокого разрешения (Full HD). Во-вторых, появилась возможность смены оптики. В-третьих (хотя, список на этом не заканчивается), светочувствительность и цветопередача у зеркальных фотокамер значительно выше, чем у большинства видеокамер.

Когда техника и команда собраны, а сценарий посекундно расписан, то на этой стадии уже можно считать, как однажды сказал известный французский кинорежиссер Рене Клер: «Фильм готов — осталось его только снять».

Этап 3. Хаос на съемочной площадке, техническая сторона вопроса и финишная прямая

Должно быть, это самый сложный этап создания фильма. Как только на съемочной площадке прозвучит слово «Мотор» (или что там еще сейчас модно говорить в таких случаях?), возникнет куча проблем. Сценарист поссорится с режиссером, актер, который должен курить в кадре, начнет протестовать и говорить, что он не курит, актриса поднимет скандал из-за того, что ее не правильно накрасили, световик перепутает прожекторы и т. д и т. п. Пугаться этого не стоит. Скандалы и склоки — нормальная часть творческого процесса.

«Если актер должен плакать, снимайте его со спины. Не демонстрируйте зрителям слез. Всем известно, как люди плачут, лучше покажите плечо или спину. Это гораздо сильнее действует на воображение»

— напоминает тебе Кшиштоф Кесьлевский. От себя добавлю: плакать со спины сможет и не очень высокооплачиваемый актер.

Илья о съемочном процессе: «В процессе подготовки к съемкам, самих съемок, монтажа и озвучки может возникать много трудностей и проблем, но если не бояться и идти смело к цели, то все получится».

Монтаж и озвучка, опять же, на ваше усмотрение: обратиться к мастерам своего дела или скачать из Интернета софт и самому разобраться в тонкостях программы для монтажа (к примеру, Avidemux, VideoSpin, VirtualDub, Ulead VideoStudio, Adobe Premiere,  да что там, даже Windows Movie Maker может подойти).

Когда займешься монтажом, помни, что говорил тебе Роман Полански: 

«Кино должно заставить зрителя забыть о том, что он сидит в кино».

Теперь, когда свежеиспеченный киношедевр у тебя на руках, наступает момент истины: «куда его нести?» По идее, с этого вопроса ты должен был начать. Но поздно метаться, нужно решать: залить видео на YouTube и собрать пару сотен просмотров или записать на VHS и отправить родственникам в деревню с гордой подписью: «Мой первый фильм». А может заняться продвижением: отправить ленту кинокритику, разослать по всем возможным конкурсам и кинофестивалям?

Илья о дальнейшей судьбе готового фильма: «Вариантов много — кроме Youtube залить его на Vimeo|Dailymotion, отправить на фестиваль (удобные платформы для отправки работ на фестивали — Withoutabox.com, Festhome.com, Reelport.com), презентовать в киноклубах, сделать показы по городам Украины (поддержкой кинопроектов и показом по городам Украины, в частности, занимается международная организация «CinemaHall»), пустить в прокат, и др. Но обязательно — показать специалистам, чтобы получить реальную оценку.

Вот, по сути, и все кино! Если после этой статьи желание снимать у тебя не пропало, желаем удачи в начинаниях. 

Благодарим Илью Свидлера, президента Международной организации «CinemaHall», за помощь в подготовке материала.





Популярное в блоге





5 комментариев

Алька Васютинская
Алька Васютинская 26 апреля 2013 в 14:51
Хороший материал, очень интересно. Айда возрождать украинское кино :)
+3
Александра Стригун
Александра Стригун 26 апреля 2013 в 15:46
Кстати, если посмотреть в инете, то там просто сказочное количество аматорского видео)))и какого хочешь)))
+2
Анастасия Бутко
Анастасия Бутко 26 апреля 2013 в 18:27
Замечательная статья!
+1
Анастасия Бутко
Анастасия Бутко 26 апреля 2013 в 18:27
Хорошо сказано про "Школу гениев"
+2
Галина Харченко
Галина Харченко 28 апреля 2013 в 23:12
есть сценарий для фильма очень интересный, только не знаю как его воплотить в пленку. если кому из режиссеров интересно поделюсь идеей.
+1