Войти на сайт

Войди на сайт, используя одну из соцсетей:

×
Ты уже голосовал за этот комментарий
Наверх


Обзоры

Как правильно сталкиваться с современным театром

Интуитивное понимание того, когда «уже все», в театре дорогого стоит.
11 февраля 2014 в 16:25
1734 просмотра

«Современный театр монологичен, хорален, визуален, музыкален, кинематографичен, телесен и поразительно многолик», – так было написано на афише перформанса-презентации «Украина. Точка G», которая предлагала мне отправиться вместе на поиски наивысшей точки наслаждения страны. На поиски я сходила, но вынесла для себя скорее правила обращения с современным театром, которыми и спешу поделиться с вами.

Не ожидайте слишком многого.

Многочисленные афиши обещали, что этот спектакль объединяет в себе танец, театр, видео-арт и даже показ новой коллекции от известного украинского дизайнера Федора Возианова, которую раньше могли созерцать только в Париже и Милане. Более того, все это счастье будет интерпретировать и презентовать книгу о внутренних политических процессах в стране, написанную «единственной в Украине женщиной-политтехнологом». Признаюсь, я была заинтригована.

Не тащите с собой ни в чем не повинных друзей и близких.

Я отправилась на спектакль одна, потому что на современный театр, как и в любой другой, нужно ходить только добровольно.

Подготовьтесь.

Книгу я не читала, но решила ознакомиться с критикой, чтобы знать, какие же смыслы мне высматривать в спектакле. Как выяснилось, часть книги посвящена различным политическим байкам, основанным на реальных событиях из жизни автора. Описываются события до, во время и после выборов, а все персонажи легко узнаваемы. Вторая сюжетная линия рассказывает нам мистическую историю о существовании некой флешки G, обладающей силой заряжать все вокруг. Книга имеет посвящение Михаилу Булгакову и неоднозначные отзывы критиков, которые я не поленилась изучить. С таким вот нехитрым багажом «знаний» я отправилась на спектакль.

Смотрите внимательно.

Зрители окончательно расселись, унялся шорох бахил (их выдавали на входе из погодных соображений), операторы настроили камеры. И что же мы видим? Спектакль начинается с изображения лица автора книги на экране и краткой вводной части  – речь идет о политических процессах 2010 года. Обещанный fashion-показ предстал в виде четырех моделей, которые, вдоволь находившись, уступают место перформерам и песне Океана Эльзы «Не питай». Далее мы можем наблюдать некую историю взаимоотношений излишне рационального мужчины и эмоциональной женщины – в прикосновениях, социальных сетях и агрессивных швыряниях друг друга по сцене. Все это прерывает наш третий герой, войдя с фразой «Людям не интересна ваша история, им интересны только они сами и их понимание счастья». Зал немного взбодрился. Пока «третий» под ободряющий смех зала «троллит» популярные телевизионные шоу (в частности, «Танцуют все»), на экране за его спиной происходит какое-то черное мракобесие с кричащей скоростью смены кадров. Со стороны, наверное, должно выглядеть эффектно. Дальнейшая импровизационная танцевальная игра соображается уже на троих, изредка на сцене появляются модели в тех же нарядах.

Не бойтесь участвовать в перформансе.

Иначе актерам станет совсем грустно. Если уж вы пришли на современный спектакль, где сценическое пространство частично захватывает зал, то будьте готовы принять непосредственное участие или не садитесь в первые ряды. «Что необходимо людям для того, чтобы достичь эры благоразумия?» – с таким вопросом перформер обратился к зрителям. Ответы звучали тихо и неуверенно, очевидно, не все на досуге задумываются о вопросах мироздания. Но актер особо и не слушал, ведь это была сатира на ток-шоу, в которых важно задать вопрос, а не дождаться ответа.

Если пауза затянулась – значит, пора хлопать.

Интуитивное понимание того, когда «уже все», в театре дорогого стоит. Если герои замерли неподвижно и это продолжается больше минуты – пора.

Проанализируйте увиденное.

Вдруг скрытые аллюзии и смыслы не так очевидны, как хотелось бы? Поначалу я безуспешно пыталась сопоставить содержание книги и увиденное на сцене, ведь, по словам самого автора, «Книга,конечно же, и о выборах, о том, как заработать миллион, и о людях профессии, которой нет». Сгорая от стыда, я понимала, что ничего подобного там не увидела. Уже дома, пролистывая бесчисленные интервью Алены Сибиряковой, я наткнулась на ответ, с которым можно как-то смириться.Как выяснилось, точка G Украины, точка наивысшего наслаждения, энергетики, находится в игре. В игре наших политиков, взаимодействии и так далее. Согласиться с тем, что происходящее на сцене символизировало игру, а не осмысление современной Украины и происходящих политических процессов, гораздо проще.

Обратитесь к помощи зала.

Напоследок, я решила спросить у присутствующих в зале знакомых, что они думают по этому поводу. Танцоры (коих в зале было очень много) оценивали технику, к тому же большинство из них лично знакомы с актерами спектакля. Книгу почти никто не читал и вряд ли собирается. Журналисты, возможно, поступили как я, и все прочитали дома. Расходилась публика быстро.

Уходить нужно молча и с многозначительным видом, ведь главная прелесть современных постановок – никто и никогда не признается, что ничего не понял. 





Популярное в блоге





2 комментария

Жека Остривный
Жека Остривный 11 февраля 2014 в 21:01
а в них кто то ходит ?
0
Даша Титова
Даша Титова 12 февраля 2014 в 15:17
поговаривают, что да
+1